Инвентаризация основных средств
Инвентаризация объектов основных средств – это сопоставление фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится не только в отношении объектов, находящихся в собственности предприятия, но и по имуществу, которое фирма арендовала или взяла на ответственное хранение (ст. 514 ГК РФ). Для чего нужно проведение инвентаризации основных средств? В ходе инвентаризации выявляют: Фактическое наличие/отсутствие объектов. Корректность присвоенных инвентарных номеров. Правильность ведения бухгалтерского учета. Факты излишков/недостачи основных средств.
Порядок инвентаризации основных средств
Порядок проведения Инвентаризации основных средств закреплен в следующих официальных документах: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утверждено приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Проводить процедуру можно только при фактическом присутствии материально-ответственного лица. Именно оно будет отвечать перед руководителем предприятия в случае обнаружения недостачи. Сроки проведения процедуры устанавливаются Методическими указаниями. Сверка данных бухучета и фактического наличия проводится не реже чем раз в 3 года. В некоторых ситуациях проводится обязательная инвентаризация основных средств: объект передается в аренду; предприятие находится в процессе реорганизации; завершается процедура ликвидации юрлица или закрытие ИП; продажа; назначение новых материально-ответственных лиц, смена руководства и собственника предприятия; выявление фактов хищения, пропажи и порчи имущества; составление годового бухгалтерского баланса и отчета по имуществу; иные чрезвычайные ситуации. Комиссия по инвентаризации основных средств В состав комиссии входят: представители администрации (руководитель, заместители, руководители подразделений); работники бухгалтерии; технические работники; экономисты иные работники предприятия. Представители руководства и бухгалтерии должны обязательно присутствовать в комиссии.
Все остальные работники – на усмотрение руководителя предприятия. Ограничений по максимальному и минимальному числу членов комиссии действующим законодательством не предусмотрено. Но если хотя бы один член комиссии не присутствует во время проведения инвентаризация, то все результаты проверки будут признаны недействительными. Как проводить инвентаризацию основных средств: пошаговый алгоритм Формально алгоритм проведения инвентаризации нигде не закреплен. Его можно разделить на 4 этапа. Шаг 1. Подготовка. Включает в себя: издание приказа о начале процедуры; назначение членов инвентаризационной комиссии и ее главы; определение временных границ процедуры; получение расписок от материально ответственных лиц и т. д. подготовка инвентаризационных описей по форме № ИНВ-3. Если в компании несколько материально-ответственных лиц, то опись составляют для каждого из них в соответствии с перечнем закрепленных за ним объектов основных средств.
Оформление инвентаризации основных средств
Основным документом инвентаризации основных средств является опись по форме № ИНВ-1. Также заполняют форму № ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств» при наличии таких объектов. Документальное оформление результатов инвентаризации является обязательным условием проведения всей процедуры. Поскольку в описи расписываются материально-ответственные лица, в дальнейшем на основании этого документа определяется правильность ведения учета и хранения объектов основных средств. Если в ходе инвентаризации ОС были обнаружены отклонения от учетных данных, то после оформления и подписания формы № ИНВ-1 составляют сличительную ведомость по форме № ИНВ-18.